05 Сентября, 21

Второй сезон программы Aksenov Family Foundation «Русская музыка 2.0» стартовал

Роман Должанский, Дмитрий Волкострелов и Дмитрий Аксенов на открытии фестиваря Территория-2020 концертом "Русская музыка 2.0". Фото – Екатерина Краева

Aksenov Family Foundation запустил второй сезон проекта в сфере современной академической музыки «Русская музыка 2.0», направленного на развитие и обновление традиций отечественной композиторской школы и демонстрацию ее лучших достижений в России и за рубежом. Восемь композиторов, получивших грант и поддержку фонда, напишут сочинения для симфонического оркестра и камерного ансамбля. Созданные ими партитуры будут исполнены 22 ноября.

В 2021 году лауреатами программы стали Антон Васильев, Владимир Горлинский, Олег Крохалев, Марина Полеухина, Владимир Раннев, Елена Рыкова, Александра Филоненко и Александр Чернышков. Четверо из них создадут сочинения для симфонического оркестра, которые исполнит Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением Федора Леднева. Московский ансамбль современной музыки представит четыре камерных произведения композиторов-лауреатов.

Мировые премьеры состоятся 22 ноября в Концертном зале имени П. И. Чайковского — ключевой площадке Московской государственной академической филармонии, которая в 2021 году стала партнером проекта «Русская музыка 2.0».

Как и в прошлом году, лауреаты были определены международным экспертным советом, в состав которого вошли признанные профессионалы из различных областей музыкального искусства: обозреватель Издательского дома «Коммерсантъ» Юлия Бедерова (Россия); композитор, профессор Университета музыки Клеменс Гаденштеттер (Австрия); дирижер, сооснователь и музыкальный руководитель ансамбля современной музыки eNsemble Федор Леденев (Россия); композитор, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Сергей Невский (Германия/Россия); композитор, дирижер, музыковед, основатель и руководитель Ensemble Mosaik, профессор Высшей школы музыки Hanns Eisler Энно Поппе (Германия); куратор фонда V-A-C, музыкальный критик Дмитрий Ренанский (Россия); композитор, лауреат программы «Русская музыка 2.0» 2020 года и Национальной театральной премии «Золотая Маска» Алексей Сысоев (Россия).

«
“Русская музыка 2.0” работает как закрытый конкурс. На первом заседании экспертного совета каждый член жюри предлагает четырех кандидатов. Из этого списка формируется лонг-лист от 20 до 28 фамилий. Записи и партитуры кандидатов загружаются в специальный архив, после этого в течение трех недель члены совета подробнейшим образом знакомятся с работами каждого участника и на втором заседании выбирают финалистов. В итоге остается восемь композиторов, набравших наибольшее количество голосов; кроме того, формируется “лист ожидания” — на тот случай, если кто-то из отобранных композиторов откажется от участия в программе
Сергей Невский, член экспертного совета
«
Наш фонд давно и активно поддерживает музыкальные инициативы — проекты musicAeterna и Теодора Курентзиса, Российское общество друзей Зальцбургского фестиваля. В прошлом году мы запустили программу “Русская музыка 2.0”, задачи которой — поддержка российских композиторов, развитие экосистемы новой академической музыки и ее включение в международный контекст. Проект оказался успешным и задал тренд на формирование заказов современным авторам. В этом году “Русская музыка 2.0” получила поддержку крупных профессиональных институций, таких как Московская филармония и Московский музей современного искусства. Благодаря программе мы возвращаем в отечественную среду композиторов, которые успешно работают за пределами нашей страны, и даем возможность звучать разным произведениям вне зависимости от возраста их создателей
Дмитрий Аксенов, основатель Aksenov Family Foundation

В рамках сотрудничества фонда Московской филармонии и Московского музея современного искусства с сентября по декабрь 2021 года пройдет образовательный курс, состоящий из шести лекций о современной музыке и охватывающий все важные стили и направления ХХ и первых десятилетий XXI века. Подробное описание курса и темы лекций — по ссылке.

Также Aksenov Family Foundation планирует выпустить на лейбле FANCYMUSIC (Россия) альбом с сочинениями лауреатов проекта «Русская музыка 2.0». Записи будут доступны на всех музыкальных платформах. О дате релиза будет объявлено дополнительно.

БИОГРАФИИ ЛАУРЕАТОВ

Антон Васильев (род. 1984, Череповец) — композитор, медиаудожник, перформер. Учился в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана и Высшей школе искусств Бремена. Стипендиат Берлинского Сената (2019). Среди исполнителей его сочинений — Neues Kollektiv München (Мюнхен), Ensemble MaNN AUS OBST, Ensemble New Babylon (Бремен), KLANK (Бремен), echtzeitEnsemble (Штутгарт), Randspiele (Берлин). Участник фестивалей Biennale Aktueller Musik (Бремен), Gaudeamus Muziekweek (Утрехт), 11.11 Neue Musik in Delmenhorst (Дельменхорст), «Платформа» (Москва). Живет и работает в Берлине.

Владимир Горлинский (род. 1984, Москва) — композитор, импровизатор, автор пространственных композиций и звуковых инсталляций. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (профессор Владимир Тарнопольский), преподавал на кафедре современной музыки там же. Посещал мастер-классы композиторов Беат Фурреры, Петера Аблингера, Брайана Фёрнихоу, Рафаэля Сендо, Фабьена Леру, Жоржа Апергиса и других; проходил стажировки в академии Impuls (Грац, Австрия), на Курсах новой музыки (Дармштадт) и на композиторском семинаре ансамбля Modern (Франкфурт-на-Майне). Лауреат Межрегионального открытого конкурса по композиции имени А. Г. Шнитке. (Москва, 2002), Международного конкурса молодых композиторов имени П. И. Юргенсона (Москва, 2007), «Пифийских игр» (Санкт-Петербург, 2008), конкурса Rostrum (Дублин, 2008), премии оркестрового конкурса YouTube (Москва, 2010), конкурса академии Impuls (Грац, 2011), конкурса «Открытый космос» (Москва, 2015). Как перформер и композитор сотрудничает с Электротеатром Станиславский (Москва; постановки Александра Белоусова, Хайнера Гёббельса, Георгия Грищенкова, Олега Добровольского, Ульяны Лукиной Ольги Лукичёвой, Анны Хлёсткиной, Марии Чирковой, Бориса Юхананова), Театром М. Н. Ермоловой (Москва), Театром на Малой Бронной (Москва; постановки Кирилла Выпотпова) и др. Живет и работает в Москве.

Олег Крохалев (род. 1992, Пермь) — композитор. Окончил Пермский музыкальный колледж по специальности «Теория музыки», где также учился композиции у Игоря Машукова, и Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по специальности «Композиция» (класс профессора Владимира Тарнопольского). Участвовал в проектах СОТА (Институт «Золотой Маски»), «Представление» (концертная серия на Трехгорной мануфактуре, Москва), Underground Improvisation (Академия искусств Берлина), Suedseite Nachts (Штутгарт). Как координатор участвовал во II–VI Академиях молодых композиторов в Чайковском, где посещал лекции и консультации таких композиторов, как Петер Аблингер, Марк Андре, Карола Баукхольт, Оскар Бианки, Антуан Бойгер, Дмитрий Курляндский, Клаус Ланг, Фабьен Леви, Филипп Леру, Сергей Невский, Рафаэль Сендо, Франческо Филидеи, Беат Фуррер, Жан-Люк Эрве. Сочинения исполнялись ансамблями МАСМ (Москва), Студия новой музыки (Москва), Neue Vocalsolisten Stuttgart (Штутгарт). Живет и работает в Москве.

Марина Полеухина (род. 1989, Ленинград) — композитор, импровизатор. Училась на композиторских факультетах Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс профессора Владимира Тарнопольского). В настоящее время продолжает обучение в консерватории Граца (класс Клеменса Гаденштеттера). Участница фестивалей IMPULS (Грац), Time of Music (Виитасаари), Etcetera (Сантьяго-де-Компостела), «Платформа» (Москва), «Пифийские игры» (Санкт-Петербург), Ultima (Осло). Финалистка конкурса Gaudeamus (2014). Ее релизы выпущены на лейблах PanYrosas, «Топот», daseinrec. Организатор серии концертов Real time music, посвященной импровизационной музыке. Соавтор спектакля «В чаще» (Центр имени Вс. Мейерхольда, Москва). Живет и работает в Вене.

Владимир Раннев (род. 1970, Москва) — композитор, преподаватель. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по классу композиции (профессор Борис Тищенко) и Высшую школу музыки Кёльна (профессор Ханс Ульрих Хумперт). Стипендиат Фонда «Гартов» (Германия, 2002), лауреат премии Сальваторе Мартирано Университета штата Иллинойс (США, 2009), премии Джанни Бергамо в области классической музыки (Швейцария, 2010), Гран-при премии Сергея Курёхина (2013). Член группы композиторов «Сопротивление Материала» (СоМа). Преподает в Санкт-Петербургском государственном университете. Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» (номинация «Лучшая работа композитора», 2019) и российской оперной премии Casta Diva (2017) за оперу «Проза» (Электротеатр Станиславский, Москва). Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Елена Рыкова (род. 1991, Уфа) — композитор, работает в жанре музыкального перформанса. Окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (класс Юрия Каспарова), Высшую школу музыки и танца (Кёльн, класс Йоханнеса Шелльхорна) и Гарвардского университета (класс Хаи Черновин и Ханса Тучку). Преподает композицию в Гарвардском колледже. Сочинения исполнялись на фестивалях ECLAT (Штутгарт), Wittener Tage für neue Kammermusik (Виттен), Klangspuren (Швац), WIEN-Modern (Вена), Darmstadt Music Festival (Дармштадт), Klang (Коппенгаген), VertixeVIGO (Виго), Summer Academy Schloss Solitude (Штутгарт), Tzlil Meudcan Festival (Тель-Авив). Живет и работает в Бостоне.

Александр Чернышков (род. 1984, Казань) — композитор, перформер, импровизатор. Окончил Венскую консерваторию по классу композиции и электро-акустической композиции у профессоров Хаи Черновин, Карлхайнца Ессла и Клеменса Гаденштеттера. Победитель конкурсов «Шаг Влево 2010» (Санкт-Петербург), New_AIR (Вена). Участник фестивалей Wien Modern (Вена), «Платформа» (Москва), Unsafe Sounds (Вена), Izlog suvremenog zvuka (Загреб) и др. Его музыку исполняют такие ансамбли и музыканты, как Студия новой музыки (Москва), МАСМ (Москва), Nostri Temporis (Киев), MusikFabrik (Кёльн), Nikel, PHACE (Вена), Наталия Пшеничникова, Винсент Винсент Дауд, Карл Росман. Живет и работает в Вене.

Александра Филоненко (род. 1972, Москва) — композитор. Окончила Московскую государственную консерваторию им П. И. Чайковского (класс Эдисона Денисова и Владимира Тарнопольского). Стипендиат Академии искусств Берлина, замка «Солитюд» (Штутгарт), арт-резиденции Künstlerhof Schreyahn (Вустров), Академии музыки Musikakademie Rheinsberg (Райнсберг), Casa Baldi (Равенна). Победитель международных конкурсов Händelfestspiele (Гёттинген), Arbeiten mit Arditti (Босвиль, Швейцария), Deutsche Oper Berlin (Берлин), Zeitgenössische Oper Berlin (Берлин), Young Euro Classik (Берлин). Сочинения исполнялись на фестивалях Ultraschall (Берлин), MärzMusik (Берлин), Klangspuren (Швац), «Московская осень» (Москва), Дягилевский фестиваль (Пермь) и др. В 2016 году на лейбле FANCYMUSIC вышел ее первый авторский диск NACKT. Среди исполнителей произведений — Ensemble Ascolta (Штутгарт), Ensemble Aleph (Альфорвиль), Kairos Quartett (Берлин), Arditti Quartett (Лондон), Neue Vokalsolisten (Штутгарт), Solisten der Deutsche Oper Berlin (Берлин), Студия новой музыки (Москва), Maulwerker (Берлин), eNsemble (Санкт Петербург), KNM (Берлин). Живет и работает в Берлине.

Смотрите также: