КУРЕНТЗИС, КОЛЛИШОУ И СМЕРТЬ

Оркестр и хор MusicAeterna при поддержке Aksenov Family Foundation представили в Москве первую программу 2022 года. В нее вошли сочинения Яна Сибелиуса и Габриэля Форе, чей «Реквием» прозвучал в сопровождении видеоарта одного из ключевых современных британских художников Мэта Коллишоу.

Участник движения Young British Artists познакомился с Курентзисом в Париже на премьере проекта «Дау». «Это был необычный разговор, — вспоминает Коллишоу, — у меня сложилось впечатление, что Теодор не хотел, чтобы все было легко и просто. Он хотел глубины и некоторой меланхолии. Возможно, чего-то ужасающего в определенном смысле, потому что тогда можно будет вернуться к истинной силе Форе».

Результат коллаборации впервые был представлен в Баден-Бадене в декабре прошлого года.

Мэт Колишшоу, художник

«Реквием» Габриэля Форе – едва ли не самое известное и часто исполняемое сочинение французского классика. Какие бы утраты ни преследовали композитора в годы создания «Реквиема», он утверждал, что писал его «просто так – ради удовольствия, если можно так сказать». Существует три редакции этого произведения. В третьей (1900), написанной для большого оркестра, хора, двух солистов и органа, семь частей. Форе исключил из «Реквиема» традиционную Dies irae («День гнева»), а на заключительные строки этого текста написал одну из самых светлых частей произведения – Pie Jesu для сопрано соло, которая прозвучала в Москве в исполнении известной греческой певицы Фани Антонелу.

Как пишет в рецензии в газете «Коммерсант» известный критик Юлия Бедерова, эту субтильную, структурно витиеватую музыку «однокашник Дэмиена Хёрста» услышал иначе:

«Вуайеристская серия заглядываний в окна постапокалиптической башни-новостройки на фоне плывущих облаков. В скупо обставленных комнатах-коробках (кровать, стул, кресло, говорящая деталь интерьера – что-нибудь вроде распятия над кроватью или фоторамки с сердечками) умирают старики. Родные держат их за руки, в тишине и обездвиженности даже младенцы ведут себя с почтением. Старики закрывают глаза, мы слышим аккуратные голоса солистов Фани Антонелу и Томаса Моула и видим, как души парят над разными водными потоками. Видеокаталог смертей должен говорить нам о разрыве между современным человеком и природой. Изредка чувствуется неловкое актерство, но за эффектом документализма никто не гонится. Сцены пронизаны камерной торжественностью и немного манипулятивной печалью: в каждый момент мы знаем, о чем грустим, – о горах, лесах и водах».

Оркестр и хор musicAeterna основаны в 2004 году дирижёром Теодором Курентзисом. В репертуаре musicAeterna знаменитые шедевры старинной музыки и знаковые сочинения XIX-XX веков, а также экспериментальные работы современных композиторов. Оркестр и хор регулярно участвуют в престижных международных фестивалях и выступают на лучших концертных площадках России и мира. С осени 2019 года musicAeterna работает в статусе независимого коллектива. Резиденция musicAeterna в Доме Радио в Санкт-Петербурге начала работать с декабря прошлого года. Она объединяет творческие и образовательные программы, авторские экспериментальные и исследовательские проекты, охватывающие различные области современного искусства.

Смотрите также: