16 Октября, 20

Новые произведения в сфере академической музыки в рамках программы «Русская музыка 2.0»

Aksenov Family Foundation представляет новый проект в сфере академической музыки, который открыл 15-й международный фестиваль современного искусства «Территория» 2020. В разгар локдауна восемь российских композиторов получили грантовую поддержку на создание новых произведений в рамках программы, которая представляет собой независимую инициативу заказа современной академической музыки частным фондом. Созданные ими партитуры существуют на стыке музыки, перформативных практик и визуальных искусств. Впервые сочинения были исполнены в Москве 16 октября 2020 года.

Российская исполнительская школа широко известна в Европе и мире, в то же время о современных российских композиторах известно гораздо меньше. Между тем, «в последние годы в русской музыке происходят по-настоящему важные процессы — молодые композиторы мыслят очень нестандартно и создают ни на что не похожие произведения, очень отличающиеся от того, что пишут их коллеги из Америки или Западной Европы», — говорит композитор, профессор Гарвардского университета Хая Черновин. Она вошла в международный экспертный совет единственной в России программы поддержки современных композиторов «Русская музыка 2.0».

В 2020 году лауреатами программы стали композиторы:

Марк Булошников, старший преподаватель кафедры композиции и инструментовки Нижегородской государственной консерватории, художественный руководитель и пианист ансамбля современной музыки NoName ensemble, Нижний Новгород

Дмитрий Бурцев, аккордеонист-импровизатор, участник VI Международной академии молодых композиторов в Чайковском, один из кураторов фестиваля импровизационной музыки •set•by•set в МГК им. П.И. Чайковского, автор музыки к спектаклю «Мальва» в МХТ им. А.П. Чехова

Олег Гудачев, композитор, исполнитель и импровизатор-мультиинструменталист, сооснователь, артист и художественный руководитель {instead} ensemble, участник фестивалей reMusik.org, «Время музыки: Findesiècle» и др., автор музыки к спектаклям Александринского театра и Театра имени Ленсовета

Дарья Звездина, исполнитель, импровизатор, лауреат всероссийских композиторских конкурсов, участница арт-группы «ДэКа», проекта «Золотой осел» в Электротеатре Станиславский)

Даниил Пильчен, исполнитель, импровизатор, участник арт-группы «ДэКа», автор музыки к спектаклям Электротеатра Станиславский и театра «Школа современной пьесы»

Алексей Сысоев, исполнитель, импровизатор, автор музыки к театральным постановкам Кирилла Серебренникова, Филиппа Григорьяна, танцевальной компании Gay&Rony Club, лауреат премии «Золотая Маска»-2013 за лучшую работу композитора в музыкальном театре, опера «Сверлийцы. Эпизод IV» идет в репертуаре Электротеатра Станиславский

Борис Филановский, куратор, член группы композиторов «СоМа», среди исполнителей — Теодор Курентзис, Владимир Юровский, musicAeterna, unitedberlin, МАСМ, eNsemble и др., опера «Сверлийцы. Эпизод II» идет в репертуаре Электротеатра Станиславский, музыкальная скульптура «Архитектон Тета» — в репертуаре БДТ им. Г.А. Товстоногова

Александр Хубеев, куратор, сооснователь и куратор композиторских курсов reMusik.org в Санкт-Петербурге, стипендиат Берлинской академии искусств, лауреат международных и российских конкурсов.

В разгар локдауна, когда одна за другой культурные институции мира сворачивали свою деятельность, а художники оказались в бедственном положении, восемь молодых композиторов получили грантовую поддержку и карт-бланш для реализации своего замысла. Регулировались только численный состав исполнителей и продолжительность произведения: от 5 до 9 музыкантов и 15 минут соответственно. К середине осени восемь новых произведений были готовы. Непохожие друг на друга композиторы, принадлежащие к разным поколениям и эстетическим лагерям, создали новые сочинения, зачастую существующие на стыке музыки, перформативных практик и визуального искусства, что во многом соответствует магистральным тенденциям современной академической музыки и современного искусства.

Впервые новые партитуры композиторов были исполнены в Москве на открытии Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» — важнейшего российского форума современного искусства. Первый фестиваль «Территория», который прошел в 2006 году, сыграл огромную роль в судьбе новой русской музыки, представив сочинения тогда еще совсем молодых, а сегодня самых известных в Европе современных русских композиторов Дмитрия Курляндского и Сергея Невского.

В будущем Aksenov Family Foundation планирует представить сочинения российских композиторов новой волны в Европе. Сам проект «Русская музыка 2.0», по задумке его инициаторов, должен стать ежегодным.

Смотрите также: