7 марта – 13 мая 2018 года в музее «Гараж» при поддержке Aksenov Family Foundation прошла выставка, посвященная пятидесятой годовщине одного из ключевых художественных событий 1968 года в Советском Союзе: выходу книги философа и искусствоведа Михаила Лифшица «Кризис безобразия».
Исследовательский проект «Если бы наша консервная банка заговорила… Михаил Лифшиц и советские шестидесятые» был инициирован художниками-кураторами Давидом Риффом и Дмитрием Гутовым и включал в себя архивные изыскания, перевод текстов Лифшица на английский язык, а также серию публичных дискуссий о наследии Лифшица.
С ноября 2015 года исследовательская группа изучила более 200 папок документов из публичных архивов — таких как Государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) и архив Государственной Третьяковской галереи, Центральный архив общественно-политической истории Москвы (ЦАОПИМ), — частного архива дочери Лифшица Анны Михайловны Пичикян и ряда других источников. Среди документов, с которыми работали исследователи, — неопубликованные личные дела и записи о политических чистках; переписка, рукописи, стенограммы лекций и личные фотографии Лифшица.
Привычное «академическое» исследование дополнено крупномасштабным визуальным онлайн- и офлайн-экспериментом — созданием визуального атласа из перекрестных ссылок и текстов, ставших отправной точкой для теорий Лифшица, их институциональных и бытовых контекстов.
Художники: Альбрехт Дюрер, Лариса Кириллова, Рой Лихтенштейн, Олег Филатчев, Валерий Хабаров, Энди Уорхол.
Каталог выставки