Дискуссия «Основатели – Культура – Технологии: открытое пространство» в рамках дискуссионной программы ярмарки viennacontemporary 2015
26 сентября 2015 года в рамках дискуссионной программы ярмарки viennacontemporary 2015 при поддержке Aksenov Family Foundation состоялась дискуссия «Основатели – Культура – Технологии: открытое пространство». Она прошла при участии художника Марко Кошника, основателя инвестиционной компании Speedinvest Оливера Холе, композитора Руперта Хубера, художника и предпринимателя Михаэля Брайденбрюкера и главного редактора журнала Vice Маркуса Ласта, который стал модератором обсуждения.
Разговор шел о том, как происходит переосмысление культуры по мере возникновения новых форм ее производства, а также как формируется новое восприятие и новая эстетика. Одно из важнейших влияний на мир искусства в данный момент оказывает цифровая культура. При этом, как отметил Ласт, она вступила в ту стадию развития, когда в ней уже закрепились определенные традиции. Поэтому пересмотр отношений культуры и цифровых технологий, их переопределение составляют ежесекундный вызов для художников и всех, кто работает с цифровым форматом.
Сейчас одна из основных функций цифровой обработки данных – предугадывание (или точный расчет) будущего, функция визионерства, которую когда-то брали на себя художники. Именно это сближает искусство и цифровую культуру. Марко Кошник рассказал о комиксе, выпущенном в одном из главных контркультурных журналов Словении в 1978 году. Рассказ состоял из череды трагических событий: убийство политика, взрыв в отеле во время молодежной коммунистической конференции, вход танков в город и похищение оружия с правительственных складов. На удивление почти все описанные события воплотились в реальности в 1990-х годах. Словенский политик действительно был застрелен во время первых выборов независимого правительства в 1992 году. Военные склады были обворованы около 1994 года. Повторился и взрыв именно в том отеле, который стал прототипом для комикса.
Оливер Холле, чья задача – угадывать самые перспективные стартапы в цифровой среде и инвестировать в них, рассказал о сдвиге, произошедшем в культуре и ставшим прямым следствием развития цифровых технологий. Если десять или двадцать лет назад кумирами подростков становились рок-звезды, то теперь – такие люди, как Стив Джобс или Марк Цукерберг.
Цифровой формат – это новые перспективы, это новая контркультура, а люди, работающие в нем – новые претенденты на изменение мира.
С другой стороны, предупреждает Холле, важно следить, чтобы этот стремительно развивающийся сегмент на стыке технологий и искусства не превратился в новую силиконовую долину, в которой не осталось уже ничего, кроме денег.
Преимущество цифрового формата в том, что он доступен каждому, и позволяет человеку превратиться из простого пользователя в творца или, как минимум, участника культурного производства, заявляет композитор Руперт Хубер. Большинство музыки сейчас слушается в записи, отмечает основатель Last.fm Михаэль Брайденбрюкер, что стало возможным благодаря перевороту, совершенному радио и виниловым пластинкам. Возможность индивидуально воспроизводить отдельные звуки и целые симфонии, складывая из частей новое целое, превращает слушателя в куратора. Как следствие, культура прирастает контентом, созданным не только художниками или музыкантами, но и аудиторией, осваивающей современные технологии.
Это и образует то самое открытое пространство (опенспейс), которое представляет собой новый формат работы. Этот формат дает ранее не виданные возможности его участникам, но также задает новые вопросы. Например, какие формы работы – авторитарные или демократичные – над произведением цифрового искусства больше ему присущи. И как учитывать право зрителя на интерпретацию и наделение смыслом авторского произведения?