Дискуссия «Повторное открытие авангарда» в рамках viennacontemporary 2015
Aksenov Family Foundation поддержал дискуссионную платформу ярмарки современного искусства viennacontemporary 2015, в частности, инициировав разговор о неоавангарде в восточно-европейских странах. Такое обсуждение имело особое значение для концептуального осмысления коллекции фонда, основывающейся на параллельных нарративах в современном искусстве России и Восточной Европы. В дискуссии «Повторное открытие авангарда», прошедшей 25 сентября 2015 года, приняли участие Кэти Батиста, директор отдела современного искусства Sotheby’s Institute of Art в Нью-Йорке и куратор; Мария Рус Боджан, куратор и историк; Марика Кужьмич, директор ARTon Foundation. Вел обсуждение Райнер Фукс, исполнительный директор Музея современного искусства в Вене (MUMOK).
Предметом разговора было переосмысление авангарда и неоавангарда в странах Восточной Европы в его локальном и интернациональном контекстах. Чтобы верно оценить современную ситуацию, необходимо учитывать исторический опыт, к которому и обратились участники. Основные вопросы: каковы отношения между развитием искусства и социальной политикой и как они отражены и восприняты искусством на Востоке и на Западе? Какую роль может сыграть сегодняшний пересмотр авангарда? Как на этот процесс влияют теория искусства, выставки и рынок искусства?
Как заметил Райнер Фукс, важно осознавать, что понятие авангарда очень широко, и в искусстве ХХ века почти не было направлений, которые так или иначе не возвращались бы к истокам авангарда или модернизма. В основном понятие неоавангарда связывают с 1960 – 1970-ми годами, но это был не первый и не последний всплеск интереса к историческому авангарду. И это один из самых интересных вопросов для исследований: каковы причины каждого из проявлений авангардной традиции – в 1960-е, после падения железного занавеса и, например, сейчас?
Трудность ответа на него – одна из причин сложности классификации неоавангардных течений. Но трудность и в том, что в каждой стране (в особенности Восточной Европы) искусство было способом отразить и транслировать прежде всего собственную историю. Именно во второй половине ХХ века национальные истории как никогда ранее стали вычленять из тотальной истории, представленной ранее как единый глобализированный поток.
Преломления же неоавангарда очень различны».
Так, румынская традиция, о которой рассказала Мария Рус Боджан, отторгла абстрактную живопись, развивая фигуративную образность. Один из ярких представителей румынского неоавангарда, Корнель Брудашку, испытал влияние американского поп-арта, что в немалой степени было обосновано изменениями в политической жизни страны. Пришедший к власти Николае Чаушеску демонстративно прощался с наследием сталинистской пропаганды, восстанавливая связи с Соединенными Штатами Америки. В результате президент США Ричард Никсон посетил Румынию, и в 1969 году состоялась масштабная выставка, исследовавшая в том числе поп-арт, под названием «Исчезновение и возвращение образа: Американская живопись после 1945 года». Продолжателями этой линии в искусстве можно назвать многих современных румынских живописцев, в частности, успешного художника Адриана Гение, чей проект был показан в румынском павильоне на Венецианской биеннале 2015 года.
Марика Кужьмич, директор ARTon Foundation, работает с корпусом работ польского неоавангарда, в основном это концептуальные фотографы и первые художники, начавшие использовать видео. Фонд оцифровывает произведения и их документацию, и во время работы стал понятно, насколько мало известно о тех художниках, которые в свое время были чрезвычайно значимы и непосредственно оказали влияние на будущее поколение. По словам Кужьмич, остались почти только приглашения на выставки, но не каталоги и другие печатные материалы. Состояние и документов, и произведений было таково, что еще немного, и их уже не удалось бы спасти. Одна из задач фонда – восстановить связь между неоавангардными художниками и современными.
В какой степени это возможно – еще один важный вопрос, который в дискуссии затронула Кэти Батиста. Около двадцати лет назад она начала исследовать маргинальные практики в искусстве, в частности, феминистские, что тогда удивляло даже ее научного руководителя. Теперь же маргинальное активно стремится к центру, и важно, что срок цикла движения от периферии к центру стал значительно короче, не сорок лет, а всего несколько. Авангардное искусство, которое Батиста отождествляет с маргинальным, с одной стороны, оппонирует глянцевому искусству Джеффа Кунса или Аниша Капура. С другой стороны, оно еще и намного более доступно, и этим могут пользоваться коллекционеры и культурные институции. Даже самое современное в плане техник и самое маргинальное в плане идей искусство не избежит существования в парадигме рынка, который трансформирует его, а также ставит под угрозу сам радикальный дух авангарда, считает Батиста. В эпоху, когда любые художественные жесты избыточно задокументированы и слишком явно стремятся в центр, например, через присутствие в интернете, единственный шанс сохранить этот дух – отказаться от навязчивого присутствия, двигаясь от цифрового модуса существования к аналоговому.