Участие Ольги Чернышевой в «Манифесте»

В 2016 году Aksenov Family Foundation в очередной раз поддержал участие Ольги Чернышевой в европейской биеннале современного искусства «Манифеста», которая открылась в Цюрихе в июне.

В коллекцию фонда входит графика художницы (серии «Граждане», «Жизнь в искусстве») и фотографии; Дмитрий Аксенов также принимал участие в реализации ее фотографического проекта «Domestication», ставшего частью «Манифесты» в 2014 году. Серия была снята на площадке строящегося жилого комплекса Ново-Молоково, проекта компании RDI Group. В течение года, привычно для себя обращаясь к частным сюжетам, художница наблюдала за тем, как возводится искусственный ландшафт на одной из московских окраин и как он оживает и «одомашнивается». Камера Чернышевой запечатлела это «одомашнивание» (domestication) в переходе от жестких геометрических форм развернутых арматурных сеток, рядов строительных бытовок, ровной укладки прямоугольных бетонных блоков и кирпичей к органическим формам, привнесенным новыми жильцами дома: это и банка-аквариум с домашними рыбками, и растительные узоры в интерьере.

Проект «Domestication» был показан в рамках «Манифесты-10» Фондом «Эрмитаж XXI век» в Первом кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. Как пишет куратор выставки, искусствовед Екатерина Андреева, «в творческом мире Ольги Чернышевой стройка – это органический процесс», художница «следит за общим ритмом дыхания стройки, когда неорганическое сразу покрывается органикой, как мхом, и при этом еще сюрреально стремится выглядеть живее органики». При этом, отмечает Андреева, взгляд ее особенный и беспристрастный: Чернышевой не близка традиция воспевания великих строек прошлого, но так же не близка метафора «стройки-помойки» Ильи Кабакова.

Вид на экспозицию «Манифесты-11» с фотографиями Ольги Чернышевой из серии «Дежурные». 2016»

«Манифеста-11» при поддержке Aksenov Family Foundation показывает работы Ольги Чернышевой из серии «Дежурные» (2007), черно-белые фотопортреты сотрудников московского метрополитена. Заключенные в стеклянные будки, они присматривают за порядком на эскалаторах и представляются странным анахронизмом в сегодняшних реалиях с технически более совершенными, автоматизированными и пугающе вездесущими устройствами наблюдения.

Смотрите также: