16 Октября, 17

Зальцбургский фестиваль 2017

Зальцбургский фестиваль 2017 стал событием для всего музыкального мира, российские музыканты и хор из Перми под руководством дирижера Теодора Курентзиса вдохнули в него смелое и яркое звучание. Впервые событие такого масштаба в мире классической музыки открыл российский музыкальный коллектив.

Оркестр и камерный хор musicAeterna Пермского академического театра оперы и балета им. П. И.Чайковского под управлением художественного руководителя театра Теодора Курентзиса представили мировому зрителю оперу Моцарта «Милосердие Тита». Постановщиком выступил театральный и оперный режиссер, руководитель фестивалей Питер Селларс — новатор и влиятельная фигура в мировом театральном искусстве. Возможность представлять нашу страну на фестивале была реализована благодаря инициативе и финансовой поддержке Российского общества друзей Зальцбургского фестиваля. Благодаря участию Российских друзей и Aksenov Family Foundation удалось представить международному сообществу практически весь коллектив musicAeterna, уникальный как своим составом, так и тем, что является единым и неделимым целым со своим выдающимся дирижером.

«
За период с ноября 2016 года по август 2017 года об участии musicAeterna в фестивале вышло более 350 публикаций в ведущих российских и мировых изданиях. Критики высоко оценили тот вклад, который сделали наши музыканты в историю классической музыки.

Специальная программа для Российских друзей фестиваля проходила с 14 по 17 августа.

  • Первый день программы был посвящен творчеству южноафриканского художника и режиссера Уильяма Кентриджа. Музей современного искусства города Зальцбург представил ретроспективу «Вязкое время: инсталляции и постановки»; экспозиция заняла оба здания музея. Посетители получили возможность погрузиться в необыкновенный мир инсталляций Кентриджа-художника, а затем проследить эволюцию его творчества как режиссера-постановщика. Тур по выставке для Российских друзей провёл художник и теоретик искусства Дмитрий Гутов. Вечером вниманию фестивальной публики была представлена опера «Воццек» Альбана Берга в постановке Кентриджа — экспрессионистская опера сложного музыкального решения, включающая атональное звучание и интонационные изломы. Дирижировал спектаклем Владимир Юровский — художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра Российской Федерации имени Е.Ф.Светланова (с 2011 года), а также главный дирижер Лондонского филармонического оркестра. На фестивале в этом году состоялся его дебют в качестве дирижера Венского филармонического оркестра в опере «Воццек».

  • Второй день программы впечатлил зрителей постановкой оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». На фоне народных мотивов, пронзительного звучания оркестра и силы эмоций персонажей, доведенных до гротеска, Шостакович создает картину образа российского провинциального города в период расцвета политической реакции и очень симпатизирует своей главной героине. Прочитав сюжет Лескова в контексте раннесоветского времени, с его поисками гендерных экспериментов, социальной критикой царизма и строительством «нового человека», композитор вписал оперу в поиски экспрессионистского мирового театра.

  • Одной из оригинальных особенностей постановки 2017 года стало сценографическое решение. Место действия предстает как «вечный недострой», перевоплощающийся в тюремный лагерь. Главную партию исполнила звезда Мариинского театра Евгения Муравьёва.

  • Третий день программы запомнился Российским друзьям двумя постановками – опер «Аида» и «Ариодант».

  • Представление «Аиды» Верди поразило минималистичным решением сцены, созданным иранской художницей-фотографом Ширин Нешат с использованием видеопроекций и художественных возможностей света, что, несомненно, подчеркнуло эмоциональность арий в исполнении великолепных Анны Нетребко и Екатерины Семенчук. «Аида» — лучшая работа Верди», — писал современный композитор Дитер Шнебель, восхваляя ее музыку как выражение «горячего гуманизма, который переводит человеческие страдания ... в художественную утопию трагической красоты и красивой трагедии».

  • Опера Генделя «Ариодант» с непревзойденной Чечилией Бартоли в главной роли – это невероятно легкая и при этом драматичная барочная опера, получившая новое прочтение. В этой постановке на историю любви Ариоданта и Гиневры режиссер Кристоф Лой накладывает свои размышления о гендерных ролях. Проживая на сцене мужскую роль Ариоданта, Чечилия Бартоли за три сцены превращается из рыцаря в доспехах в женщину.

«
Всегда интересно наблюдать, как Чечилия Бартоли привносит в постановку свое видение, живое воображение и превосходную музыкальность, обрушивая их на зрителя.
Маркус Хинтерхойзер

В последний день программы Российские друзья смогли увидеть главную премьеру фестиваля – оперу Вольфганга Амадея Моцарта «Милосердие Тита».

Завершением специальной программы стал гала-ужин во дворце Леопольдскрон. Именно здесь Макс Рейнхардт, Гуго фон Гофмансталь и Рихард Штраус основали Зальцбургский фестиваль, а в 1965 году на территории дворца проходили съемки знаменитого фильма «Звуки музыки».

На ужине в честь премьеры «Милосердия Тита» присутствовали оперная звезда и художественный руководитель фестиваля Троицы в Зальцбурге (Salzburg Whitsun Festival) Чечилия Бартоли, дирижер и художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис и звездный исполнительский состав оперы. Атмосфера дворца Леопольдскрон сделала этот вечер незабываемым.

Мы благодарны всем, кто присоединился к нам и поддержал Зальцбургский фестиваль в 2017 году, и надеемся увидеться вновь на будущих фестивалях!

Смотрите также: