16 ноября 2016 года в резиденции посла Австрии в Москве состоялась презентация программы Зальцбургского фестиваля 2017 года, самого знаменитого музыкального и театрального форума мира: ее представили президент фестиваля Хельга Рабл-Штадлер, его новый артистический директор Маркус Хинтерхойзер, который готовился к новому сезону на протяжении двух лет, и дирижер Теодор Курентзис.
В организации принял активное участие фонд Aksenov Family Foundation, который курирует работу общества Российских друзей Зальцбургского фестиваля под председательством Дмитрия Аксенова. Общество друзей создано по модели первого общества, организованного 60 лет назад, и других, находящихся по всему миру – в США, в Германии, в Швейцарии. Оно помогает выстраивать сообщество любителей современной оперной музыки и театра, организует специальные программы для меценатов фестиваля и способствует продвижению национальной художественной сцены в Зальцбурге.
В следующем 2017 году, впервые за столетнюю историю фестиваля, его откроет российский коллектив – хор и оркестр MusicAeterna Пермского театра оперы и балета под руководством дирижера Теодора Курентзиса, что составляет особенную радость и гордость российского общества друзей. «Участие российских музыкантов в фестивале – большой повод для гордости всей страны. Масштаб события в мире музыки – сравним с выходом в финал сборной страны по футболу. Мы присутствуем при настоящем историческом событии. И я рад, что в России нашлись единомышленники, готовые нас поддержать», – сказал Дмитрий Аксенов, имея в виду как членов общества российских друзей, так и компанию «Новатэк», ставшую партнером хора и оркестра MusicAeterna на Зальцбургском фестивале.
В Зальцбурге я побывал в доме Моцарта, и когда воочию увидел это крошечное помещение с совсем небольшими комнатами, где постоянно болеющий Моцарт создавал свои великие, вечные произведения, я испытал щемящее чувство: здесь осознаешь смертность человека и бессмертие духа.
Теодор Курентзис, совсем недавно завершивший запись «Дон Жуана» на лейбле Sony Classical – третьей оперы из так называемого цикла Моцарта – Да Понте – продолжает работать с материалом этого гениального и актуального на все времена, по его мнению, композитора. Премьерой Курентзиса и его коллектива станет постановка «Милосердие Тита», которая задаст лейтмотив всей оперной программе фестиваля – она будет о власти и ее проявлениях. Как пишет Петр Поспелов для «Ведомостей», совершенно в духе Жерара Мортье новый интендант фестиваля Маркус Хинтерхойзер декларирует, что «искусство находится в диалоге с политической ситуацией».
И дирижер, и фестиваль понимают, насколько большая честь – передать эту музыку, рожденную в Зальцбурге и ассоциирующуюся почти исключительно с австрийской культурой, в руки российских дирижера и музыкантов. Курентзис однако отмечает, что партитуры Моцарта принадлежат вечности скорее, чем конкретному месту, вспоминая свои ощущения от посещения дома композитора: «В Зальцбурге я побывал в доме Моцарта, и когда воочию увидел это крошечное помещение с совсем небольшими комнатами, где постоянно болеющий Моцарт создавал свои великие, вечные произведения, я испытал щемящее чувство: здесь осознаешь смертность человека и бессмертие духа».
Маркус Хинтерхойзер – по его собственным словам, большой поклонник русской фортепианной школы и русской культуры в целом – свою первую Зальцбургскую программу в новой должности выстраивает с отчетливо российским фокусом. Так, в концертной программе будут две равнозначные линии. Первая – это линия французского композитора Жерара Гризе. Вторая – линия Дмитрия Шостаковича, которая станет настоящим путешествием ко второй четверти XX века, к музыкальным мотивам, тесно переплетенным с политическими. В дополнение к новой постановке оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», дирижировать которой будет Марис Янсонс, фестиваль организует сольные концерты Григория Соколова и Евгения Кисина, а также приглашенных впервые в Зальцбург Игоря Левита и Даниила Трифонова – блестящих музыкантов родом из Нижнего Новгорода.
Хинтерхойзер рассказал, что одна из главных вещей, которой он научился у Жерара Мортье (при нем он курировал на Зальцбургском фестивале проект «Река времени», посвященный современным композиторам) – это смотреть шире на музыку, видеть рядом с ней другие искусства. Именно поэтому в новом году он привлекает не только звезд оперы и театра (например, Питера Селларса, который работает в качестве режиссера над «Милосердием Тита»), но и южноафриканского художника Уильяма Кентриджа (вместе с российским дирижером Владимиром Юровским он покажет свою интерпретацию «Воццека» Альбана Берга и Георга Бюхнера), и иранскую фото- и видео-художницу Ширин Нешат (она работает над постановкой «Аиды» Джузеппе Верди, главную партию будет исполнять Анна Нетребко). В интервью газете «Коммерсант» Хинтерхойзер рассказывает, что пораженный рисунками Луиз Буржуа, особенно «Рисунками бессонницы», фестиваль решил использовать их в оформлении полиграфии.
Хельга Рабл-Штадлер, с которой согласились все участники презентации, заметила, что мы живем сейчас в очень трудное время: в нем очень мало вещей, которые нас объединяют. Она считает, что программа Маркуса Хинтерхойзера хороша именно тем, что, поднимая на поверхность общечеловеческие проблемы и сталкивая с ними зрителей – говоря об идеях власти, милосердия и прощения, смерти – она, тем не менее, не укрепляет существующие конфликты, а объединяет публику, которая собралась вместе на почве любви к музыке и современной культуре.