От Ильи Кабакова до Билла Виолы: «Летняя выставка» в Доме радио

4 июня в Петербургском Доме Радио состоялось открытие «Летней выставки» актуального современного искусства, предоставившей Петербургу шанс насладиться эхом Summer Exhibition в Лондоне – самой долгоиграющей художественной выставки в мире, проводимой Королевской академией с 1769 г. (единственный пропуск был летом 2020 г. по причине пандемии).

«Летняя выставка» в Петербурге положила начало реализации совместного проекта в области визуальных искусств, осуществленного компанией MusicAeterna в партнерстве с Фондом Aksenov Family Foundation при активном участии венской ярмарки современного искусства viennacontemporary. Формат отбора художников и галерей для «Летней выставки» был задан их участием в viennacontemporary в разные годы проведения ярмарки. Выставка в Доме Радио демонстрирует работы, которые возможно приобрести. Именно эта особенность проекта является оммажем ежегодной Summer Exhibition Королевской академии в Лондоне.

Фото: Иван Ерофеев

Тематически экспозиция исследует феномен памяти, вскрывающей визуальные образы пространства и времени. В этом смысле, Дом Радио - бывшее Здание Благородного собрания (1912-1914) - чрезвычайно значимый и исторически знаковый объект для Петербурга. В 2019 г. здесь разместилась резиденция музыкального коллектива MusicAeterna. Руководитель коллектива, дирижер Теодор Курентзис выступил с идеей концептуальной реинкарнации  Баухауса в осваиваемом музыкантами, художниками, театром Доме Радио.  Так возник кроссдисциплинарный проект культурно-образовательного центра Р. А. Д. И. О.

«Летняя выставка» расположилась фрагментарно на всех шести этажах Дома радио, культивируя в его подчеркнуто советской атмосфере дух современного искусства, не столько ностальгирующего по прошлому, сколько нацеленного в будущее. Однако голос недавней истории звучит в этих стенах настолько отчетливо, что зритель невольно вздрагивает, когда настенные таблички категорически запрещают подниматься «на лифте в пальто и галошах». Запрет непрозрачно намекает на  сомнительную уместность в столь строгом интерьерном регламенте босых гротесковых объектов австрийского художника Эрвина Вурма, размещенных кураторами политически корректно – в белизне новой галереи первого этажа. Несмотря на сохранившуюся с советских времен интерьерную чопорность  разнообразные пространства Дома радио позволяют экспонировать большинство произведений в условиях достаточной изолированности друг от друга – что способствует раскрытию яркой образности каждого из художественных объектов.

Выставку открывают масштабные полотна патриарха концептуального искусства Ильи Кабакова, известного своим вечным прорывом к свободе из любого наглухо заколоченного пространства несвободы. Учитывая сложную советскую историю Дома Радио – бывшего режимного объекта, можно считать работы Кабакова нитью Ариадны, выводящей эту историю из лабиринта тотально закрытого пространства к концепции открытого просветительского центра. Недаром в памяти всплывает его знаковая  инсталляция – «Разговор с ангелом» – установленная на крыше психиатрической клиники в Амстердаме, бесконечная лестница в небо.

Однако представленные на «Летней выставке» работы Ильи и Эмилии Кабаковых располагаются не в исторических интерьерах Дома Радио, а в упомянутой выше галерейной его части  – по соседству со скульптурами ироничного Вурма, с экспрессивной живописью Татьяны Ахметгалиевой, концептуальным фото «Лук at this» Ольги Чернышевой (читаемом как слоган всей выставки), с ранними полотнами Эрика Булатова и другими произведениями актуального искусства.

После галерейной экспозиции в духе «белого куба» зрителю предстоит путешествие по замысловатому и порой затерянному миру Дома Радио – в разнообразных пространствах которого размещены произведения Пипилотти Рист, Андрея Кузькина, Евгения Гранильщикова, Полины Канис, Марины Алексеевой и ряда других художников, чьи работы в разные годы были экспонированы на стендах viennacontemporary. Миры художников переплетаются, встраиваются в общее повествование, создают диалоги, но не спорят – поскольку соприкасаются по большей части лишь в сознании зрителя.

Кульминацией путешествия по этажам становится масштабная видеоинсталляция Мэта Коллишоу – одного из ведущих художников команды Дэмьена Хёрста (Young British artists), благодаря взрывной креативности которой Лондон до сих пор удерживает статус столицы мирового искусства. «Эхолокация» – это одиннадцатиметровая, трехканальная видеоинсталляция, цель которой – «нащупать» и воссоздать архитектурное пространство утраченной истории города Кингстона, насчитывающей более тысячи лет.  Видео проецируется на полупрозрачную мелкую сетку, сделанную из натянутой рыболовной сети.  Это придает изображениям глубину и неземное качество, как будто свободно перетекающая история невидимого прошлого создает призрачный палимпсест, стираемый полетом летучей мыши.

«Эхолокация», наделавшая много шума, выставляется в Лондоне в подземном переходе, а в Доме Радио ей отведен бывший читальный зал. Но смысл читаемой эхом истории не удержать ни в одном замкнутом пространстве: «эхолокация» самого Дома Радио преследует зрителя по всем этажам, отражая звуки из прошлого то в пустоте мрачных советских коридоров, то в неоклассических интерьерах фойе и «ренессансной» двойной лестницы (колоннады, зеркала, росписи на потолке). Однако визуальный ряд не переспорит эхо, недаром в Доме Радио всегда царил культ звука.

На обратном пути зрителя ожидают еще два открытия. Одно из них - инсталляция Янниса Кунеллиса, известного мастера arte povera («бедного искусства») представлено в студии Шостаковича. В этом сакральном месте была записана Ленинградская симфония. Выставленое в студии произведение Кунеллиса, созданное в 2015 году для постановки «Носферату» в Перми, принадлежит ныне MusicAeterna.

В рамках специального проекта MusicAeterna и Государственного музея изобразительных  искусств имени А. С. Пушкина в помещении бывшей церкви Дома Радио экспонируются четыре видеоработы Билла Виолы из серии «Мученики».  Выбор церковного помещения отнюдь не случаен.  Экспонирование этой серии работ Билла Виолы - культового мастера видеоарта, стоявшего у  его истоков в 1970-х и посвятившего ему всю жизнь - проходит в соборе Святого Павла в Лондоне.

Парадные залы Дома радио, чудом уцелевшие под резцом истории и сохранившие эхо Благородного собрания, располагают к экспонированию знаковых, культовых произведений, касающихся дискуссионных, глубоко философских тем. Знакомство с инсталляциями Кунеллиса и Виолы в сохранившихся интерьерах, спрятанных в глубине Дома радио, звучит выразительным завершающим аккордом в сценарии «Летней выставки» в целом.

Смотрите также: