Урбанистика и современная культура

26 сентября 2015 года на ярмарке viennacontemporary 2015 в рамках дискуссионной платформы «Ключи к современному искусству» при поддержке Aksenov Family Foundation состоялась дискуссия «Урбанистика и современная культура». Обсуждение вел Лутц Энгельке, основатель и директор компании TRIAD; участвовали Оливье Габе, директор Музея декоративного искусства в Париже; Алина Сапрыкина, директор Музея Москвы; Алистер Сполдинг, директор лондонского театра Сэдлерс-Уэллс.

Предметом дискуссии стало взаимодействие деятелей культуры, представителей креативного класса и городских девелоперов, тех, кто хочет процветания города, ищет пути сделать его привлекательным для жителей и гостей. В условиях растущей экономической глобализации знание, творчество и инновация становятся ключевыми движущими силами для экономического роста и определяют стратегии урбанистического развития. Города, где культурная повестка многообразна и где создаются новые культурные системы, остаются самыми желанными местами для жизни.

Музей Москвы, возглавляемый Алиной Сапрыкиной, – одна из институций, которая изучает своеобразие российской столицы и осмысляет его для горожан и вместе с ними. Директор отметила, что главное, чего она хотела добиться в процессе работы над новой концепцией музея, это найти способ представлять и уже сложившуюся идентичность города, и показывать его в развитии, в динамике. Музей Москвы – один из старейших городских музеев мира, чья коллекция, насчитывающая 765 тысяч объектов, собиралась на протяжении 120 лет. Многие экспонаты были собраны самими москвичами, и это вовлечение зрителя музей хочет сохранить и развивать. Площадка музея становится местом пересечения людей и их интересов, изучения города и его жителей посредством разных дисциплин – от социологии до современного искусства и моды.

«
Главное, чего она хотела добиться в процессе работы над новой концепцией музея, это найти способ представлять и уже сложившуюся идентичность города, и показывать его в развитии, в динамике.

Для Лондона новым местом, ориентированным на междисциплинарные проекты и самую широкую аудиторию, стал театр Сэдлерс-Уэллс. Как и Музей Москвы, эта институция росла и развивалась вместе с городским сообществом на протяжении рекордно долгого времени – театр существует с 1683 года, он стал вторым публичным театром, появившимся в Лондоне после Реставрации. Директор Алистер Сполдинг рассказал, что на реконструкцию здания, масштаб которой был сопоставим разве что с постройкой центра Барбикан, мэрией Лондона выделила 141 млн фунтов стерлингов. Как и для многих подобных городских проектов, прототипом стал центр Помпиду в Париже, один из первых примеров осмысления роли культурной институции в жизни города и ее взаимодействия с городским ландшафтом и жителями. Правительство Великобритании понимает, что культурная индустрия составляет десятую часть национальной экономики, что делает ее привлекательной для государственных инвестиций.

Другая модель городского развития – это импорт механизмов, способных обеспечить культурное преображение города. Об одном из таких примеров рассказал Оливье Габе, занимающийся строительством музея Лувра в Абу-Даби. Согласно контракту, парижский Лувр обязан предоставить Лувру в Абу-Даби часть своей коллекции на срок от трех месяцев до двух лет. Габе подчеркнул отличие этого случая от работы музея Гуггенхайма, продающего свой бренд. Во-первых, отмечает Габе, коллекция Лувра не сравнима по количеству и качеству экспонатов с коллекцией музея Гуггенхайма. Во-вторых, постройка нового музея в Абу-Даби – не просто коммерческий шаг. Это политическое решение, одобренное и закрепленное на государственном уровне, на принятие которого повлияли события 11 сентября 2001 года. После них правительство Абу-Даби пересмотрело свою культурную политику и стало активно заниматься культурным развитием эмирата, разделив свои ресурсы между образовательной и музейной деятельностью.

Смотрите также: